Вы используете устаревшую версию браузера!

Мы рекомендуем установить любой из современных браузеров.
Это бесплатно и занимает всего несколько минут.

История Новоладожской верфи

Жизнь и уклад города Новая Ладога, расположенного в устье реки Волхов, предопределило строительство ладожских обводных каналов, вначале Петровского, а затем Новоладожского.

Новую Ладогу основал еще Петр I, спустя год после Санкт-Петербурга – в 1704 году. Изначально город был опорной базой снабжения войск – после победы под Нарвой царь готовил армию к освобождению невских земель. Практически сразу после основания города там заработала верфь – первые свидетельства о ней относятся к 1705 году.

Период

1704-1741

С 1704 по 1705 году с территории завода (в то время там располагалась Новоладожская судоверфь) были спущены на воду две галеры и шмак.

Источник: http://www.museum.ru/museum/ships/sm14.htm

С 1708 по 1711 году на воду спустили два 50 - пушечных корабля “Рига” и “Выборг”, затем 4 шнявы.

За 20 лет здесь было построено 160 различных судов и кораблей.

Источник: https://slide-share.ru/ehkonomicheskaya-politika-petra-503327

В 1718 году на верфи было построено ещё 30 шкутов. В 1721 году продолжались работы по строительству прамов и ластовых судов.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прам

После смерти Петра I деятельность верфи стала затихать. В 1730 году на верфи были спущены галиоты «Гогланд» и «Елеонора».В 1731 году — галиот «Александра».

Л. Блинов. Взятие бота «Гедан» и шнявы «Астрильд» в устье Невы
© Центральный военно-морской музей (ЦВММ)

В 1732 году — шмак «Бобр». В 1741 году — галиот «Олонец» и два шмака «Шлиссельбург» и «Ладога».

Это были последние корабли построенные на корабельной верфи.

Судостроение в Новую Ладогу вернулось только перед Великой Отечественной войной.

Период

1940-1950

В 1940 году были организованы мастерские по ремонту мелких судов (газоходов и катеров).

В 1941 году, в связи с эвакуацией Невского завода, весь паровой флот пристани Петрокрепость ремонтировался в Новоладожских мастерских. Во время Великой Отечественной войны завод стал единственным судоремонтным предприятием, которое осуществляло ремонт судов Северо-Западного пароходства и кораблей Ладожской военной флотилии.

По окончанию войны мастерские занимались ремонтом и восстановлением флота поднятого со дна озер, рек Волхова, Свири, Невы.

В послевоенные годы на плечи заводчан легла задача не только по восстановлению военных и гражданских кораблей, но и по строительству жилых домов.

В 1946 и 1947 годах была организована узкоколейка по которой при помощи человеческой силы толкали вагонетки к ремонтируемым судам.

В 1946 году на базе мастерских и докомастерских, находившихся в деревне Юшково и существовавших с 1941 года, стали выполнять все виды ремонтных работ самоходного и несамоходного флота.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

С 1946 года было создано и реализовало большое количество судов различного типа и назначения: баржи, землесосы, гидроперегружатели, буксиры, танкеры, рыболовецкие суда, скоростные суда из лёгких сплавов (АМГ), суда специального назначения для нужд оборонного комплекса.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

Период

1950-1960

С 50-х годов началось строительство сухого дока из части Екатерининской протоки. В настоящее время в док могут заходить современные теплоходы.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В это же время на заводе появился собственный флот. Суда типа река-море заводского флота стали выходить на пробные рейсы за рубеж. В 1995 году флот завода стал самостоятельной единицей, отдельно от завода.

В 1954 году были построены кузнечный, трубопроводный и корпусный цех. Чуть раньше цех ОГМ у проходной завода.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В 1956 году началось строительство слесарного цеха.

В 1959 году в связи с нехваткой квалифицированных специалистов при заводе был открыт очный вечерний техникум, филиал Ленинградского речного училища. Филиал до 70 года ежегодно выпускал 25-28 специалистов по судостроению.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

Период

1960-1970

В 1960 году был спущен на воду первый буксир “Торжок” проект 891.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В 1960 году был спущен на воду первый буксир “Торжок” проект 891.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В 60-х годах слесарно-механический цех разделился на механический, в который вошёл кузнечный участок и слесарный с трубопроводным. Литейного участка не стало.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В 1961 году сухой док модернизировали: углубили, сделали облицовку берега и стапельной площади цементными плитами. Был установлен козловой кран, для обслуживания во время ремонта.

С 1960 по 1968 год было построено 71 буксирный теплоход. Названия первых шести : “Торжок”, “Ленинец”, “Горький”, “Сормово”, “Красноводск”, ”Звенигород”.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В 1967 году завод выпустил новую продукцию — тралбот, проект №110/105. Всего до 70-х годов было построено 47 судов.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

Период

1970-1980

В 1970 году завод начал строить буксиры-толкачи 300 л/с. Всего было построено до 1984 года — 87 судов.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В 1972 году был построен новый корпусный цех. Теперь все стапельные площадки были под крышей. Все секции изготавливались в цехе, а сборка и стыковка их велась уже под открытым небом.

В 1972 году завод выпускает речной толкач мощностью 300 л.с.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В 1972 году на стапеле был установлен портальный кран “Ганц”.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В 1975 году были сданы здание нового механического цеха и комплектовочный склад.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В 1976 году была построена новая и светлая заводская столовая. Для рабочих она стала большим подарком.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

С 1978 по 1979 год — строительство гидро-перегружателей, проект-68. Всего было построено 7 судов такого типа.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

Период

1980-1990

В 1980 году закончилось строительство судна землесос.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

С 1982 по 1985 год — строительство танкера, проект 81180.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

В 1984 году установили еще два больших портальных крана типа “Ганц” для стапельных работ.

Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога

Наступил период рыночных реформ в стране.

В начале 90-х годов завод получает заказ из Финляндии на строительство двух паромов. Требования по качеству были высокие, но завод справился, суда были сделаны в срок. После завершения строительства заказов больше не поступало. Ни отечественных, ни зарубежных.

1992 год — закрытие столовой и признание ее нерентабельной. Часть большого здания сданы в аренду фирме по ремонту автомобилей. Вторая половина здания разграблена. Витражи разбиты.

На протяжении 90-х рабочих сокращают, а оставшиеся работают неполный день, упала производительность. Пустующие цеха. Описание жизни завода заканчивается 1997 годом.