Вы используете устаревшую версию браузера!
Мы рекомендуем установить любой из современных браузеров.Жизнь и уклад города Новая Ладога, расположенного в устье реки Волхов, предопределило строительство ладожских обводных каналов, вначале Петровского, а затем Новоладожского.
Новую Ладогу основал еще Петр I, спустя год после Санкт-Петербурга – в 1704 году. Изначально город был опорной базой снабжения войск – после победы под Нарвой царь готовил армию к освобождению невских земель. Практически сразу после основания города там заработала верфь – первые свидетельства о ней относятся к 1705 году.
Период
1704-1741
С 1704 по 1705 году с территории завода (в то время там располагалась Новоладожская судоверфь) были спущены на воду две галеры и шмак.
Источник: http://www.museum.ru/museum/ships/sm14.htm
С 1708 по 1711 году на воду спустили два 50 - пушечных корабля “Рига” и “Выборг”, затем 4 шнявы.
За 20 лет здесь было построено 160 различных судов и кораблей.
Источник: https://slide-share.ru/ehkonomicheskaya-politika-petra-503327
В 1718 году на верфи было построено ещё 30 шкутов. В 1721 году продолжались работы по строительству прамов и ластовых судов.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прам
После смерти Петра I деятельность верфи стала затихать. В 1730 году на верфи были спущены галиоты «Гогланд» и «Елеонора».В 1731 году — галиот «Александра».
Л. Блинов. Взятие бота «Гедан» и шнявы «Астрильд» в устье Невы
© Центральный военно-морской музей (ЦВММ)
В 1732 году — шмак «Бобр». В 1741 году — галиот «Олонец» и два шмака «Шлиссельбург» и «Ладога».
Это были последние корабли построенные на корабельной верфи.
Судостроение в Новую Ладогу вернулось только перед Великой Отечественной войной.
Период
1940-1950
В 1940 году были организованы мастерские по ремонту мелких судов (газоходов и катеров).
В 1941 году, в связи с эвакуацией Невского завода, весь паровой флот пристани Петрокрепость ремонтировался в Новоладожских мастерских. Во время Великой Отечественной войны завод стал единственным судоремонтным предприятием, которое осуществляло ремонт судов Северо-Западного пароходства и кораблей Ладожской военной флотилии.
По окончанию войны мастерские занимались ремонтом и восстановлением флота поднятого со дна озер, рек Волхова, Свири, Невы.
В послевоенные годы на плечи заводчан легла задача не только по восстановлению военных и гражданских кораблей, но и по строительству жилых домов.
В 1946 и 1947 годах была организована узкоколейка по которой при помощи человеческой силы толкали вагонетки к ремонтируемым судам.
В 1946 году на базе мастерских и докомастерских, находившихся в деревне Юшково и существовавших с 1941 года, стали выполнять все виды ремонтных работ самоходного и несамоходного флота.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
С 1946 года было создано и реализовало большое количество судов различного типа и назначения: баржи, землесосы, гидроперегружатели, буксиры, танкеры, рыболовецкие суда, скоростные суда из лёгких сплавов (АМГ), суда специального назначения для нужд оборонного комплекса.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
Период
1950-1960
С 50-х годов началось строительство сухого дока из части Екатерининской протоки. В настоящее время в док могут заходить современные теплоходы.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В это же время на заводе появился собственный флот. Суда типа река-море заводского флота стали выходить на пробные рейсы за рубеж. В 1995 году флот завода стал самостоятельной единицей, отдельно от завода.
В 1954 году были построены кузнечный, трубопроводный и корпусный цех. Чуть раньше цех ОГМ у проходной завода.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В 1956 году началось строительство слесарного цеха.
В 1959 году в связи с нехваткой квалифицированных специалистов при заводе был открыт очный вечерний техникум, филиал Ленинградского речного училища. Филиал до 70 года ежегодно выпускал 25-28 специалистов по судостроению.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
Период
1960-1970
В 1960 году был спущен на воду первый буксир “Торжок” проект 891.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В 1960 году был спущен на воду первый буксир “Торжок” проект 891.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В 60-х годах слесарно-механический цех разделился на механический, в который вошёл кузнечный участок и слесарный с трубопроводным. Литейного участка не стало.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В 1961 году сухой док модернизировали: углубили, сделали облицовку берега и стапельной площади цементными плитами. Был установлен козловой кран, для обслуживания во время ремонта.
С 1960 по 1968 год было построено 71 буксирный теплоход. Названия первых шести : “Торжок”, “Ленинец”, “Горький”, “Сормово”, “Красноводск”, ”Звенигород”.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В 1967 году завод выпустил новую продукцию — тралбот, проект №110/105. Всего до 70-х годов было построено 47 судов.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
Период
1970-1980
В 1970 году завод начал строить буксиры-толкачи 300 л/с. Всего было построено до 1984 года — 87 судов.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В 1972 году был построен новый корпусный цех. Теперь все стапельные площадки были под крышей. Все секции изготавливались в цехе, а сборка и стыковка их велась уже под открытым небом.
В 1972 году завод выпускает речной толкач мощностью 300 л.с.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В 1972 году на стапеле был установлен портальный кран “Ганц”.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В 1975 году были сданы здание нового механического цеха и комплектовочный склад.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В 1976 году была построена новая и светлая заводская столовая. Для рабочих она стала большим подарком.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
С 1978 по 1979 год — строительство гидро-перегружателей, проект-68. Всего было построено 7 судов такого типа.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
Период
1980-1990
В 1980 году закончилось строительство судна землесос.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
С 1982 по 1985 год — строительство танкера, проект 81180.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
В 1984 году установили еще два больших портальных крана типа “Ганц” для стапельных работ.
Амур А., писатель-краевед, Новая Ладога
Наступил период рыночных реформ в стране.
В начале 90-х годов завод получает заказ из Финляндии на строительство двух паромов. Требования по качеству были высокие, но завод справился, суда были сделаны в срок. После завершения строительства заказов больше не поступало. Ни отечественных, ни зарубежных.
1992 год — закрытие столовой и признание ее нерентабельной. Часть большого здания сданы в аренду фирме по ремонту автомобилей. Вторая половина здания разграблена. Витражи разбиты.
На протяжении 90-х рабочих сокращают, а оставшиеся работают неполный день, упала производительность. Пустующие цеха. Описание жизни завода заканчивается 1997 годом.